Слойность
Собираясь приобрести покрышки для грузового транспорта, покупатели обращают внимание на различные параметры. В их число входит и слойность. Многие сомневаются и не могут ответить на простые вопросы (что означает данная характеристика, как правильно ее определить и т.д.). Другие же уверены в собственной осведомленности, однако на деле их заключения, как правило, оказываются ошибочными.
Чтобы избавить вас от любых сомнений, подробно рассказываем об этом показателе, его расшифровке, значении, влиянии на условия работы эксплуатируемого транспорта. Также вы узнаете об иных понятиях, которые теснейшим образом переплетаются со слойностью шин для грузовиков. Увидите сводные таблицы по индексу нагрузки, грузоподъемности и другим величинам.
Слойность в грузовых шинах: что это
В классическом понимании указанная величина означает количество слоев корда, который наделяет общую конструкцию прочностью и жесткостью. Однако в настоящее время подобное представление является устаревшим.
Дело в том, что ранее (более 100 лет назад) в качестве усилителя резины использовали хлопковый шнур. Увеличивая количество его слоев (это и назвали нормой слойности), производители достигали необходимого уровня прочности.
Если же говорить о слойности в разрезе современных технологий, когда хлопковый шнур заменили синтетическими материалами, толкование изменилось. Сегодня она обозначает не реальное, а условное число слоев (того хлопкового шнура, используемого ранее).
Маркировка слойности и расшифровка
В зависимости от страны производителя величина может обозначаться в двух вариантах:
- Россия – «НС» (норма слойности);
- Зарубежный производитель – «PR» (Ply Rating).
То есть, письменно норма слойности грузовой резины будет выглядеть как «12 НС» или «12 PR». При этом, как было разъяснено выше, «12» вовсе не указывает на число реальных слоев корда. Это соответствие количеству слоев условного хлопкового шнура.
Как узнать слойность шин
Для определения указанного параметра достаточно внимательно осмотреть колесо. Норма слойности будет указана на боковине грузовой покрышки. Среднее значение для грузовиков составляет 6-8 (для легковых автомобилей данная характеристика будет варьироваться в пределах 4-6).
На что влияет слойность
Во-первых, величина воздействует на условия эксплуатации. Для более мягкой и комфортной езды рекомендуется покупать резину с низкой нормой слойности. Также она подойдет для движения в условиях карьера. А вот колеса с более высокими показателями принесут меньший комфорт, однако помогут улучшить управляемость грузового транспорта.
Во-вторых, выбор покрышек с теми или иными параметрами слойности будет влиять на уровень шума в процессе выполнения работ и движения на грузовике. Как правило, тише будут ездить шины с меньшей нормой слойности.
Кроме того, величина оказывает влияние на возможности эксплуатируемого транспорта. Максимально тяжелые грузы будут доступны машинам с высокими показателями слойности. Если же планируется транспортировка малого веса – можно приобрести покрышки с меньшей величиной.
Наконец, существует утверждение, что слойность влияет на прочность грузовой резины. Чем она выше, тем прочнее колесо. Нужно сказать, что указанное правило не всегда оказывается верным. И происходит так благодаря достижениям современных технологий.
Дело в том, что сегодня компании-производители научились выпускать хорошую и качественную резину с меньшей слойностью. По сравнению со старыми образцами при минимальной толщине она будет более прочной, износостойкой и выносливой.
Величины, связанные с нормой слойности
Выбирая шины для грузового транспорта, не стоит придавать значение исключительно количеству слоев корда. Как было выяснено раньше, указанный показатель обозначает эквивалентную прочность, максимальную нагрузку, которой соответствует каркас.
Немаловажное значение в определении грузоподъемности резины играют такие характеристики, как: индекс несущей способности и коэффициент нагрузки. Ниже рассмотрим эти понятия более подробно.
Индекс нагрузки (несущей способности)
Если посмотреть на боковую зону протектора, можно прочесть не только норму слойности, но и дополнительные буквенные и цифровые значения. В том случае, когда производитель придерживается стандартов TRA (Tire and Rim Association), первым будет идти индекс нагрузки.
Величина показывает предельно допустимый вес, при котором резина будет нормально функционировать. Представлен показатель тремя цифрами и выглядит, например, вот так: «115». При этом каждому значению индекса несущей способности соответствует отдельная величина допустимой нагрузки.
Связь показателей представим в таблице:
Индекс несущей способности | Грузоподъемность, тонны |
---|---|
100 | 0,8 |
101 | 0,825 |
102 | 0,85 |
103 | 0,875 |
104 | 0,9 |
105 | 0,925 |
106 | 0,95 |
107 | 0,975 |
108 | 1 |
109 | 1,03 |
110 | 1,06 |
111 | 1,09 |
112 | 1,12 |
113 | 1,15 |
114 | 1,18 |
115 | 1,215 |
116 | 1,25 |
117 | 1,285 |
118 | 1,32 |
119 | 1,36 |
120 | 1,4 |
121 | 1,45 |
122 | 1,5 |
123 | 1,55 |
124 | 1,6 |
125 | 1,65 |
126 | 1,7 |
127 | 1,75 |
128 | 1,8 |
129 | 1,85 |
130 | 1,9 |
131 | 1,95 |
132 | 2 |
133 | 2,06 |
134 | 2,12 |
135 | 2,18 |
136 | 2,24 |
137 | 2,3 |
138 | 2,36 |
139 | 2,43 |
140 | 2,5 |
141 | 2,575 |
142 | 2,65 |
143 | 2,725 |
144 | 2,8 |
145 | 2,9 |
146 | 3 |
147 | 3,075 |
148 | 3,15 |
149 | 3,25 |
150 | 3,35 |
151 | 3,45 |
152 | 3,55 |
153 | 3,65 |
154 | 3,75 |
155 | 3,875 |
156 | 4 |
157 | 4,125 |
158 | 4,25 |
159 | 4,375 |
160 | 4,5 |
161 | 4,625 |
162 | 4,75 |
163 | 4.875 |
164 | 5 |
165 | 5,15 |
166 | 5,3 |
167 | 5,45 |
168 | 5,6 |
169 | 5,8 |
170 | 6 |
171 | 6,15 |
172 | 6,3 |
173 | 6,5 |
174 | 6,7 |
175 | 6,9 |
176 | 7,1 |
177 | 7,3 |
178 | 7,5 |
179 | 7,75 |
180 | 8 |
181 | 8,25 |
182 | 8,5 |
183 | 8,75 |
184 | 9 |
185 | 9,25 |
186 | 9,5 |
187 | 9,75 |
188 | 10 |
189 | 10,3 |
190 | 10,6 |
191 | 10,9 |
192 | 11,2 |
193 | 11,5 |
194 | 11,8 |
195 | 12,15 |
196 | 12,5 |
197 | 12,85 |
198 | 13,2 |
199 | 13,6 |
200 | 14 |
201 | 14,5 |
202 | 15 |
203 | 15,5 |
204 | 16 |
205 | 16,5 |
206 | 17 |
207 | 17,5 |
208 | 18 |
209 | 18,5 |
210 | 19 |
После индекса нагрузки на боковой стороне покрышки прописывается индекс скорости. Приведенный параметр расскажет покупателю о максимальной скорости, при которой можно эксплуатировать грузовик. К примеру, если указана латинская буква «D» - значит транспортное средство можно разгонять до 65 км/ч. Подробнее смотрите в таблице ниже:
Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч |
---|---|
J | 100 |
A7 | 35 |
D | 65 |
A2 | 10 |
G | 90 |
A1 | 5 |
B | 50 |
F | 80 |
A3 | 15 |
E | 70 |
A4 | 20 |
A8 | 40 |
C | 60 |
A5 | 25 |
A6 | 30 |
Немногие знают, что индекс скорости и индекс несущей способности связаны между собой. Зная эти два параметра и их обозначения, можно увеличивать нагрузку на шину. Как это сделать? Уменьшить скорость движения!
Нередко два указанных выше индекса прописываются в двойном эквиваленте. Например, на шине может быть выбито следующее: «117 D/120 A8». Такое обозначение говорит о езде по разным дорожным покрытиям (в этом случае 117 D – движение по твердому дорожному полотну со скоростью 65 км/ч, нагрузка – 1285 кг; 120 А8 – работа в поле с максимально допустимой скоростью 40 км/ч, нагрузка – 1400 кг).
Коэффициент нагру
зки (КН)На основании требований ISO, ETRTO покрышка может содержать сведения о показателе, который также тесно связан с нормой слойности. Это коэффициент нагрузки, расшифровку которого мы представим в таблице ниже:
PR | КН |
---|---|
8 | D |
6 | C |
24 | N |
18 | J |
14 | G |
2 | A |
12 | F |
16 | H |
4 | B |
20 | L |
10 | E |
22 | M |
Учет слойности при выборе шин
По правилам НС покупаемых колес не может быть ниже величины, установленной производителем грузового транспорта. В противном случае покупка таких изделий обернется исключительно негативными последствиями: преждевременным износом резины, безопасностью на низком уровне, ухудшением управляемости.
При необходимости допускается приобретение покрышек с более высокой нормой слойности. Правда, в этом случае покупателя также ждут некоторые минусы. В первую очередь, речь идет о менее комфортных условиях эксплуатации грузовика, в т.ч. и об увеличении жесткости.