Временные нормы эксплуатационного пробега шин спецтехники
В подготовленном материале поговорим о таком понятии как временные нормы эксплуатационного пробега шин спецтехники. Их несложно рассчитать самостоятельно в соответствии с данными специального документа от Минтранса РФ. Рассмотрим несколько путей определения нормативного пробега исключительно для грузовых машин и спецтранспорта.
6 причин знать нормы километража спецшин
Оговоренный показатель можно назвать настоящим помощником, благодаря которому владельцы, бухгалтеры, экономисты или водители смогут решить огромное количество задач:
- будут понимать примерное время утилизации покрышек;
- создадут безопасные условия для эксплуатации транспорта и самой спецрезины;
- смогут составить план рационального использования материальных ресурсов;
- будут иметь возможность определить уровень тарифов;
- смогут экономить;
- минимизируют количество аварийных ситуаций;
- будут иметь возможность определять уровень обеспечения расчетов по налогообложению компании;
- смогут составить план по потребности организации в резине.
Как сделать самостоятельные расчеты
Для того чтобы определить норму пробега, потребуется узнать/замерить/посмотреть следующие данные:
- поправочные коэффициенты (К1 и К2), которые учитывают рабочие условия, а также их категорию (указываются в оговоренной документации Министерства транспорта);
- пробег покрышки (среднестатистическое значение, указанное в документе Минтранса Российской Федерации);
- наличие повреждений, износа;
- текущий срок эксплуатации колес;
- высоту протектора.
Определение нормы пробега: способ №1
Итак, представим, что мы имеем дело с шинами для ГАЗ-3302 "Газель". Среднестатистический пробег такой резины составляет 75 000 км. К1 будет равен 0,95 (III – автодороги общегосударственного значения). К2 - 0,95 (работа, связанная с выгрузкой и погрузкой).
Проводим расчет: 75 000 х 0,95 х 0,95 = 67 687 км. Именно при достижении данного показателя необходимо менять изношенные шины на новые (даже при отсутствии серьезных повреждений), а старые – списывать.
Определение нормы пробега: способ №2
Этот метод является сложным в подсчетах, но более точным (по сравнению с предыдущим). Во-первых, необходимо учитывать факторы износа спецрезины. Процентное распределение каждого критерия оценки рассмотрим в таблице ниже:
Наименование фактора | Процент |
---|---|
Пятнистость протектора | 25 |
Трещины на боковине | 20 |
Резина эксплуатируется 3 года | 10 |
Износ боковины | 10 |
Повреждение борта при монтаже | 10 |
Спецколеса используются не менее 3, но не более 5 лет | 25 |
Шины эксплуатируются 2 года | 7 |
Расслоение, разрывы, пробои, порезы | 100 |
Покрышки эксплуатируются более 5 лет | 50 |
Наличие сколов | 20 |
Во-вторых, необходимо измерить фактическую высоту протекторного рисунка. Для этого потребуется сделать целых четыре измерения протектора (в 4 плоскостях естественной симметрии и при этом взаимноперпендикулярных), а затем разделить значение на 4.
Далее определяется износ шин по формуле: (высота протектора новой резины - фактическая высота) / (протекторная высота новой модели – остаточная высота протектора) х 100%.
В результате для понимания степени изношенности покрышки необходимо вычислить вышеуказанный показатель и прибавить к нему подходящие факторы влияния, указанные в таблице. Ниже рассмотрим пример.
Предположим, вы хотите узнать, можно ли продолжать работать на резине, срок эксплуатации которой составляет 3 года (это 10 % износ). При этом шины имеют сколы (изношены на 20 %).
Измерив протектор в четырех перпендикулярных местах, получаете следующие значения: 4,3, 4,5, 4 и 4,4 мм. Сложив их и разделив на 4, вычисляете фактическую протекторную высоту, равную 4,3 мм.
Высота новой шины составляет 8,6 мм. Остаточная глубина для грузового транспорта с грузоподъемностью ниже 3,5 т – 1,6 мм. Обратившись к вышеуказанной формуле, рассчитываем износ:
- 8,6 – 4,3 = 4,3;
- 8,6 – 1,6 = 7;
- 4,3/7 = 0,614;
- 0,614 х 100 = 61,4 %.
Сложив полученные и вводные данные, получим суммарный износ покрышек: 61,4 + 20 + 10 = 91,4 %. В этом случае необходимо смотреть документы предприятия, в которых будет указан показатель изношенности колес, при котором следует менять шины для грузовиков и спецтехники. Но скорее всего при значении 91,4 % потребуется покупка новой резины.
Как вы могли заметить, наибольший процент к износу дают следующие факторы: длительный срок эксплуатации (более 3-5 лет), серьезные повреждения покрышек, а также недостаточная остаточная высота. К слову сказать, последний критерий четко контролируется инспекторами ГАИ, которые могут выписать штраф за недостаточность значения указанного показателя.
Среднестатистический пробег, определенный Минтрансом РФ
В таблице ниже вы сможете увидеть эксплуатационные нормы для некоторых шин грузовых автомобилей. Если вы не нашли значения, относящиеся к резине вашей техники, рекомендуем обращаться к специалистам нашего магазина. Они с удовольствием помогут в решении этого и иных вопросов:
Модель грузовой покрышки и название грузовика | Усредненный километраж. км |
---|---|
И-512 для грузового автомобиля «Газель» Газ-3302 | 75 000 |
ИК-6АМО для ГАЗ-3309 и др. | 75 000 |
КИ-55А для ГАЗ-53А и иных модификаций грузовой техники | 70 000 |
БР-102 для Фермер «Псковавто-2943» | 75 000 |
Я-462 для Бычок «ЗИЛ-5301» | 50 000 |
Ки-63 для ГАЗ-53А и иных модификаций грузовой техники | 80 000 |
М-243 для РАФ-3311 | 55 000 |
И-Н142Б-1 для ЗИЛ-133 | 70 000 |
ВИ-14 для Фермер «Псковавто-2943» | 75 000 |
Я-439 для Бычок «ЗИЛ-5301» | 50 000 |
ИН-142БМ для КамАЗ-54112 и др. | 80 000 |
К-156 для Соболь ГАЗ-2217 | 70 000 |
К-84 для ГАЗ-53А и иных модификаций грузовой техники | 85 000 |
К-135 для Фермер «Псковавто-2943» | 75 000 |
И-Н142Б для ЗИЛ-133 | 70 000 |
Бр-102 для грузового автомобиля «Газель» Газ-3302 | 75 000 |
М-93 для ЗИЛ-4334 и иных модификаций | 75 000 |
ИН-142Б-1 для КамАЗ-54112 и др. | 80 000 |
К-170 для Соболь ГАЗ-2217 | 70 000 |
КИ-113 для ЗИЛ-4334 и иных модификаций | 70 000 |
Я-462 для Фермер «Псковавто-2943» | 75 000 |
У-2 для ГАЗ-53А и иных модификаций грузовой техники | 75 000 |
И-109Б для КрАЗ-5444 | 90 000 |
ВИ-14 для грузового автомобиля «Газель» Газ-3302 | 75 000 |
ИК-6АМ для ГАЗ-3309 и др. | 75 000 |
О-40-БМ-1 для КамАз-53212-5 | 80 000 |
И-512 для Фермер «Псковавто-2943» | 75 000 |
К-182 для Соболь ГАЗ-2217 | 70 000 |
ЯИ-357А для УАЗ-3995 и иных моделей | 65 000 |
К-55А для ГАЗ-53А и иных модификаций грузовой техники | 70 000 |
К-135 для грузового автомобиля «Газель» Газ-3302 | 75 000 |
М-219 для Соболь ГАЗ-2217 | 70 000 |
ДП-20 для Бычок «ЗИЛ-5301» | 50 000 |
ОИ-25 для Урал-4320-0611 | 65 000 |
ВЛИ-10М для грузового автомобиля «Газель» Газ-3302 | 75 000 |
БЦИ-150А для МАЗ-53373 | 90 000 |
ИК-6АМ-1 для ГАЗ-3309 и др. | 75 000 |
И-109Б для МАЗ-53373 и многих других моделей указанного грузовика | 90 000 |
ВЛИ-10М для Фермер «Псковавто-2943» | 75 000 |
Я-245-1 для УАЗ-3995 и иных моделей | 65 000 |
Я-462 для грузового автомобиля «Газель» Газ-3302 | 75 000 |
Для связи с менеджерами необходимо позвонить по контактным телефонным номерам, указанным на сайте. Также вы можете написать нам на электронный адрес или оформить обращение через онлайн-форму.
Поправочные коэффициенты (К1 и К2): расшифровка
Ниже в таблице вы найдете значения К1 для различных категорий условий эксплуатации шин:
Категория условий | Дорожные покрытия | Значения поправочного коэффициента |
---|---|---|
I | Брусчатка, цементобетон. Гористый, слабохолмистый или холмистый рельеф местности | 1 |
IV | Бревенчатое, лежневое покрытие (все виды рельефа местности) | 0,9 |
III | Асфальтобетон (равнинный). Гравий (горный). Щебень (гористая, горная местность). Колотый камень, булыжник (все виды рельефа) | 0,95 |
II | Брусчатка, цементобетон (горный рельеф). Гравий, щебень (равнинный, гористый, холмистый, слабохолмистый рельеф местности). Щебень (равнинный, слабохолмистый, холмистый рельеф) | 1 |
V | Подъездные пути, грунтовые дороги (гористый, холмистый, слабохолмистый, равнинный, горный рельефы) | 0,9 |
Далее в таблице вы найдете возможные значения коэффициента К2:
Различные варианты | Рабочие условия грузового автотранспорта |
---|---|
0,85 | Работа на стройках, лесоразработках. Занятость в ремонте и строительстве дорог. Вывоз химикатов и нефтепродуктов. Функционирование в каменных карьерах. Добыча руды и угля |
0,95 | Погрузка и выгрузка. Частые технологические остановки при работе |
0,9 | Междугородние перевозки. Работа с прицепами и полуприцепами |
1,1 | Обслуживание предприятий (почасовая работа) |